Никто, кажется, не сомневается в том, что цветы — самый безупречный и приятный подарок по любому поводу (а порой и без него). И это действительно так. Цветы сопровождали человечество на всем его историческом пути, становясь символами любви, красоты, славы, жизни и смерти, увядания и возрождения. Символикой цветов наполнена мировая поэзия. Быть может, поэтому и современные женщины столь часто называют цветы среди самых желанных и запомнившихся подарков.
Конечно, чтобы выбрать цветы для подарка, вовсе не обязательно знать их «язык», который современная цивилизация почти забыла. Тем более что у разных народов символика цветов настолько различается, что согласовать все варианты значений просто невозможно. Но все же нам кажется, что букет или аранжировка выиграют в глазах человека, которому вы их подарите, если будут не только красивы, но и наполнены смыслом. Правда, если вы не уверены, что говорите с одариваемым на одном «цветочном» языке, постарайтесь научить его объясняться на том, который выбрали сами, используя для этого сопровождающий текст, открытку или предварительное послание в стихах или прозе.
Второе, с чем стоит разобраться желающим дарить цветы, — что именно они дарят. По мнению специалистов, очень часто возникает путаница между такими понятиями, как «букет», «аранжировка», «икебана». А что такое «бутоньерка» или «корсаж» знают вообще единицы.
Итак, начнем с икебаны. Хотя бы потому, что ее вообще никогда не дарят. Это японское искусство предназначено для украшения интерьера. Композиции составляются самим хозяином дома для «внутреннего» использования. В контексте дарения можно рассматривать только набор для икебаны, что, впрочем, тоже может стать замечательным подарком для увлеченных людей.
Аранжировка — композиция из цветов и аксессуаров, закрепленная в специальной емкости. Как и в икебане, это может быть ваза, корзина или элемент интерьера. Истоки этого искусства теряются в глубине веков. Так, специальная цветочная ваза с отверстиями для закрепления в них цветов была найдена археологами на острове Фера (Санторин) в Эгейском море. Эта находка датируется 1600—1500 гг. до н. э. В Древнем Риме существовали мастерские, в которых изготавливали венки и гирлянды. Очень известны римские аранжировки в форме рога изобилия.
Букет — это пучок цветов, связанный определенным образом. Букет можно поставить в вазу, взять с собой на прогулку или держать в руках во время праздника или церемонии. Именно букеты чаще всего мы дарим. Однако и здесь есть свои тонкости. Например, различают собственно букеты для дарения и букеты для ношения. А среди последних выделяют в отдельную группу украшения для костюма или платья, которые специально заказывают на свадебные церемонии, презентации, party. Мужская композиция в этом случае называется «бутоньерка», женская — «корсаж». Эти украшения не дарятся, а подбираются либо в тон платья (если повод для этого личный) или в соответствии с ситуацией (если речь идет о церемонии). При этом корсаж всегда носят цветком вниз. Примером классического букета для ношения может служить букет невесты.
В последнее время понятий «букет» и «аранжировка» стало уже недостаточно. Так, пирамида или шар из перца не являются в строгом смысле слова ни тем ни другим. Это — «объект». Объекты очень модны и хорошо вписываются в современный интерьер. С точки зрения флористики объектом будет и сам подарок, оформленный с помощью живых цветов (например, коробка с духами), а также композиция из сухоцветов.
Теперь мы вплотную подошли к главной теме — букетам для дарения, в отношении которых тоже обнаруживаются забавные несовпадения традиции и реальности. Оказывается, что предрассудок по поводу четного и нечетного количества цветов в букете родился совсем недавно — в советскую эпоху — и совершенно не затронул Запад, где до сих пор цветы дарят «дюжинами» (то есть в количестве, кратном 12, начиная с 6) или десятками. Алые и ярко-красные цветы говорят не столько о бурных страстях или наличии между людьми интимных отношений, сколько о любви как таковой. В Валентинов день принято дарить букет именно с красными цветами. В Европе букет красных роз традиционно расценивается как любовное признание. Опять же в силу традиции, молодым девушкам дарят цветы нежных, пастельных оттенков, что совершенно не обязательно делать, учитывая, что мода на цветы меняется с той же скоростью, что и мода на одежду и мебель. Каждый год выдвигает свои «трэнды» — особо модные направления или детали. И если одним из трэндов прошлого года был так называемый «рискованный красный», то современная модница будет лучше всего воспринимать букет, в котором есть цветы подобного оттенка, вне зависимости от возраста, социального и семейного положения.
Говоря о модных направлениях, нельзя не упомянуть такие стилистические трэнды прошлого года, частично сохранившие силу и влияние в году наступившем, как «Византия» (доминирует темно-красный цвет), «зеленый» трэнд (использование в букетах садовой зелени), «Фрэш фольклор» (использование национальных цветов и отделочных элементов). Этим летом будут модны и актуальны медовые цвета, медовый блеск в букете и украшениях, а также фантазийные формы и фактуры аранжировок (recreating). Остаются в моде тропические цветы.
Общепринятые формы букетов тоже меняются со временем. Сейчас существует два основных способа укладки цветов в букет. При использовании спирального способа букет получается максимально пышным. При параллельной технике формирования получаются вертикальные графические букеты, которые ставятся в тонкие вазы. Но из всех возможных форм поистине вечным, вне моды и времени, оказался пришедший из Германии «бедермейер» — плотный круглый букет, который легко ставится в любую вазу и так же легко вписывается в интерьер. А вот столь любимый в России треугольный букет с плоской спинкой изначально являлся (и по сей день является во всех западных странах) официально траурным. Поэтому дарить его никак не рекомендуется.
Кстати, если вы дарите цветы иностранцу или иностранке, не стоит забывать о национальных предпочтениях и антипатиях. Так, шведы не любят гвоздики, англичане считают траурным сочетание темно-бордовых и белых цветов, а французы с предубеждением относятся к хризантемам, особенно в свадебном букете.
Остался, пожалуй, самый главный вопрос — кому, что и как дарить? Частично ответ на него уже был найден, во всяком случае, в отношении тех, кто стремится успеть за модой или просто выглядеть (и жить) стильно и современно. Что касается остальных, можно добавить, что на 23 февраля лучше дарить стрелиции, розы, протеи — что-то достаточно жесткое и мужественное. Артисту на сцене или юбиляру в конференц-зале всегда дарят большой букет. Ибо функция букета в этом случае — выделить его среди массы других людей. Цветы в горшках — «подарок «долгоиграющий». Поэтому сначала надо выяснить, готов ли человек длительное время ухаживать за ним. В еще большей степени это относится к карликовым деревьям, уход за которыми может потребовать даже присутствия специально нанятого садовника. Так что чудесами лучше не увлекаться.
Наконец, самым главным условием удачного выбора цветов в подарок остается знание индивидуальных вкусов человека, которых не могут отменить никакие условности и установки. Как эти вкусы узнать? Все очень просто: дарите цветы чаще, и тогда, рано или поздно, вы обязательно попадете в точку.
Несколько советов мужчинам:
* Аксессуарами для цветов могут служить ленточки, сувениры, изготовленные специально для букетов, особые упаковочные материалы, например, пальмовые листья, сухоцветы, плоды, коробочки различной окраски. Как элемент украшения подарка используются бумажные розы или, что сейчас особенно модно, различные бусы и жемчужины, а также мелкие стальные бусинки, надетые на травинки.
* Выбирая цветы в подарок, следите за тем, чтобы листья были плотные и блестящие, бутоны - в полураскрытом состоянии, а нижние лепестки не были подсушены.
* До продажи цветы теряют довольно много влаги. Поэтому по приходе в помещение нужно сделать длинный тонкий срез и поставить их в очень теплую воду (~ 45о). Затем опрыскать такой же теплой водой из душа. После этого цветы оживут.
* Конечно, цветы без упаковки выглядят более естественно. Но все же зимой необходимо завернуть их в газетно-целлофановую упаковку, которую нужно снять через полчаса после входа в помещение. Летом, чтобы избежать высыхания, тоже рекомендуется до вручения хранить букет в так называемой «влажной упаковке» (прикладываются специальные мешочки, удерживающие влагу). В аранжировке влагу сохранит специальная флористическая губка.