Журнал Яппи: Цветочных дел мастер.

Александр Бермяков, 23 года, соучредитель студии флористики Александра и Владимира Бермяковых. Запах цветов покорил Александра Бермякова еще до его появления на свет, Может быть, значительную роль при этом сыграли гены отца - известного флориста Владимира Бермякова, но, вероятнее всего, талант любить красоту в Александра заложила сама Природа.

Флористика - это увлечение с самого детства, тогда цветы были моей любимой игрушкой. В 10 лет я выступал на сцене вместе с известными флористами, такими как Влад Кулешов и Кейс Так. А в 14 уже участвовал во взрослом конкурсе - Кубке России, проводимом гильдией флористов. На последнем конкурсе, где нужно было создать украшение машины, работал в экстремальных условиях - на костылях. Сломал ногу за два дня до конкурса. Если бы флористика была для меня обычной работой, может быть, я бы и не стал идти на такие подвиги, но цветы - это моя жизнь, чтобы быть с ними, могу и на костылях не только на конкурс добраться, но и в путешествие вокруг света отправиться (смеется).

Когда отец вместе с коллегами в 1996 году создал фирму "Центр флористики и дизайна - "Цубаки", я в ней работал флористом-дизайнером и специализировался на сложных свадебных букетах. Студия "Цубаки" успешно просуществовала до кризиса и развалилась. После этого мы вместе с отцом в 1999 году открыли отдельную самостоятельную студию Александра и Владимира Бермяковых. И сделали это без какого-либо кредита со стороны. Потому что если обратиться за спонсорской помощью или пойти работать в чужую фирму, то надеяться на то, что ты сможешь делать что-то свое, - шансов нет.

Свобода творчестваИдея создания собственной студии была довольно проста. Хотелось свободы рук и свободы творчества. Я, например, ощутил свободу еще тогда, когда участвовал в конкурсах флористов, хоть там моя смета была и небольшая. Сейчас я могу использовать столько денег фирмы, сколько необходимо для участия в конкурсах. Правда, делаю это расчетливо, бережливо и экономно - поскольку являюсь совладельцем компании. При открытии студии большой борьбы с бюрократическим аппаратом не было. Мы зарегистрировались абсолютно без проблем. Но были другие нюансы...

Во-первых, одна из самых больших сложностей - найти какое-то недорогое и одновременно удобное место под аренду. Сейчас у нас два магазина в разных частях города - в свое время мы приняли именно такое решение. Но, как оказалось, с точки зрения бизнеса, это не совсем правильный ход: поездки из одного магазина в другой ослабляют контроль и соответственно, ослабляют и сам бизнес. Фирма и управление должны находиться в одном месте.

Во-вторых, одно из помещений, которое мы используем сейчас, - это комната в салоне красоты, да к тому же без вывески. И у нас нет витринного окна - что является большим минусом для цветочного магазина. А второй магазин находится в холле гостиницы, так что тоже особо не развернешься... Но, несмотря на эти минусы, мы выигрываем за счет того, что качественно работаем, да и люди мы достаточно известные. Поэтому нас находят сами, мы успешно функционируем и особо не жалуемся.

Конечно же, в наполеоновских планах у нас открытие полноценного цветочного магазина, который был бы нашей собственностью, а не арендой. Но для этой идеи мало собственных заработков, и надо брать кредит. Зарабатывать деньги приходится достаточно тяжело, и работаем мы без выходных. Режима работы как такового нет, это же мое собственное дело, и я буду работать столько, сколько оно от меня потребует. В этом, наверное, главное отличие наемного сотрудника, работающего "на дядю", от собственника, владельца, который знает: сколько сил ты в свой бизнес вложишь, столько потом к тебе и вернется. А средства, которые мы зарабатываем, - в основном вкладываются в дальнейшее развитие студии.

Сейчас я являюсь директором студии, а также выполняю функции арт-директора. Это в том числе и разработка всевозможных новшеств. Вот, например каркас, который наша фирма использует для букетов, был разработан мной четыре года назад. И даже одна "крутая" питерская фирма сейчас использует такую же модель... Кроме того, я заканчиваю учебу на экономическом факультете, поскольку, помимо флористики и творческой деятельности, необходимо подписывать много документов, заниматься подбором и обучением персонала. Т.е. беру на себя как административные функции, так и художественную часть, которой уделяю основное внимание. Технически это трудно. Потому что некоторые детали бизнеса - например, та же бухгалтерия - иногда непонятны.

ФлористыВ нашем деле мало быть хорошим флористом и составлять букеты, сидя в студии. Нужно быть еще и хорошим демонстратором. Участие в конкурсах является очень важным мероприятием для дальнейшего роста мастера и повышает его профессиональный рейтинг. Например, приходит капризный клиент. И если ты сможешь работать в его присутствии - значит, справишься с самой трудной задачей. А если комплексуешь, то можно не ждать ничего хорошего. Самое главное - нужно суметь показать ему свое мастерство. Ты должен, как фокусник, вытащить зайца из цилиндра, а он увидит и воскликнет: "Вот это да!"

Самая большая проблема, которая существует в России сейчас, заключается в том, что практически нет поддержки малому бизнесу. Например, у меня в студии работает достаточно людей. И в любой зарубежной стране фирма, которая начала работать без кредита, получила бы поддержку как от правительства, так и от городской администрации. Потому что, во-первых, мы обучаем людей, во-вторых, предоставляем им рабочие места. И это немаловажно! А у нас - никто не помогает, крутимся сами, и обращаться куда-либо бесполезно... И поэтому важно, что у меня совместная семейная фирма. И если я или наши мастера участвуют в конкурсах, то спонсором является наш же салон.

Украшение цветами свадебного автомобиляМы работаем так, как в Европе, работаем правильно и людей пытаемся научить работать правильно. Поэтому и конкуренции мы не боимся. Хотя на самом деле она есть. Есть два пути обойти конкурентов: можно сделать лучше, а можно рассказать, что ты делаешь лучше. Мы выбрали первый путь. И мы не стремимся к тому, чтобы сделать расценки максимальными. Но я держу планку и сам ставлю цену на свои работы. Я считаю, эта политика оправдана.

Учим людей мы сами, и сейчас у нас пять учеников. Человек приходит в салон, он ничего не умеет, и пользы от него поначалу никакой. Но тем не менее, первый месяц мы даем ему небольшую стипендию и смотрим - "наш человек" или "не наш". И если "наш", то остается работать. Многие мастера нашей студии дошли до высокого уровня, а два из них - чемпионы города.

Мы относимся к флористам-практикам. Но, тем не менее, зарубежные коллеги, имеющие профессиональное образование, нас считают "своими". Ведь можно принести очень красивый диплом, а когда тебя попросят сделать букет, для тебя это окажется проблемой. Вот за рубежом, например, сертификаты имеют определенный вес. Допустим, чтобы в Германии открыть цветочный магазин, нужно представить в мэрию сертификат о том, что ты имеешь специальность флориста.

Заказчики у нас самые разнообразные: это и банки, и частные лица, и известные в городе люди. Вот, допустим, мы выполняли по заказу "Альфа-Банка" оформление концерта Элтона Джона в Царском Селе. Оформляли украшение большой лестницы, сцены, украшали гримерную Элтона Джона и делали 250 букетов для гостей. Хотя бюджет был не очень большой, дизайн получился вполне достойный. И если в каких-то случаях мы не могли использовать дорогой материал, работали с лесными цветами, которые стоят, "как бензин до залива". Также участвовали в праздновании 300-летия Петербурга: наши работы были использованы в оформлении лестницы Екатерининского Дворца.

Букет главы государстваМного делаем для президентов. Я делал букет Шредеру, который тот увез с собой в Германию. Оформляли несколько приемов Путина. Хотя, как правило, мы сами не вручаем букеты. И даже иногда не знаем, кому оформляем. И только по цене и по заказчику видим, что это серьезный уровень...

К богатству относимся спокойно, и деньги являются не мечтой, а чем-то преходящим... Пожалуй, один из самых приятных моментов в моей работе - это работа с людьми. Когда я занимаюсь с коллективом - то вижу, как люди начинают расти. Все потому, что я стараюсь грамотно показать и рассказать, как можно сделать свою работу правильно и рационально. И верю, что из нашей студии выйдет еще не один флорист - чемпион.

Опубликовано: Яппи, май 2004.
12.05.2004